Место: Загадочное имя «Колывань»

  • 1
  • 1

Как добраться (свернуть) (развернуть)
Новосибирская область. Колыванский район. Колывань.

С левого берега Новосибирска выехать на Колыванское шоссе и через 35 км. будет Колывань.

Описание (развернуть)(свернуть)

Происхождение названия города Колывани до сих пор является загадкой. Воображение связывает его: то с героем древнего финского эпоса Колевалой, то с божеством солнца (коло по-старославянски – «круг»). Как бы то ни было, это имя почему-то упорно воспроизводилось русскими в географических названиях.

Как известно, город Талин вплоть до начала XVIII века называли Колыванью, после чего стали называть Ревелем. Но имя не умерло – на Алтае у Колыванского озера в 1725 году возник плавильный завод Акинфия Демидова, откуда пошли Колывано-Вознесенские заводы, и огромная Колыванская область с центром в Колыванском остроге. Со временем Алтайская Колывань стала столицей камнерезного искусства Сибири, её изделия украшают Эрмитаж и другие музеи мира. С 1749 года центром Колывано-Вознесенского округа стал Барнаул, но название округа сохранилось.

В 1783 году создана Колыванская губерния, и её новый центр – бывший Бердский острог (1716 г.) – был переименован в Колывань. Новый центр должен был снять противоречия между горно-заводским управлением на Алтае и гражданским (Томск). Но попытка провалилась: в 1796 Колыванская губерния была упразднена, а Бердску вернулось старое название.

Однако имени «Колывань» не суждено было умереть. Граф М. М. Сперанский, реформируя управление Сибирью, подошёл к идее объединения гражданского и горнозаводского центров более фундаментально. В качестве объеденяющего центра он выбрал Чаусский острог (основан в 1713 г.), занимавший стратегическое место на Сибирском тракте и Оби. В 1822 году Император подписал указ, согласно которому «Для удобности совокупного управления Губерниею и заводами учредить губернский город в бывшем Чаусском остроге, на реке Оби лежащем, переименовав оный Колыванью». Так возникла новая Колывань.

В этот же период был запущен процесс переноса города на новое место, поскольку Чаус затоплялся. И хотя реформа Сперанского в полной мере не удалась, административный маховик был запущен и новый город на Сибирском тракте бурно строился: очень уж удобным было место!

При строительстве в конце XIX в. Транссиба он по всем признакам должен был пройти через Колывань. Но инженер Гарин-Михайловский предложил более дешевый вариант перехода через Обь на 40 километров выше по течению – у деревни Кривощёково, где «река проходит как-бы в трубе». Так возник Новосибирск. Ну а Колывань, став ныне историческим городом, ревниво смотрит на вдруг возникшего под её боком урбанизированного монстра.

   

Видеогалерея

Календарь

Корреспондент Леонид Игоревич Рыженко

Поделиться: