Место: Шилкинский завод - речной плацдарм Муравьёва

  • 1
  • 1

Как добраться (свернуть) (развернуть)
Забайкальский край. Сретенский район. Шилкинский завод.

От Сретенска вдоль реки Шилке 48 км. на восток вниз потечению до Фирсово, оттуда объезд через Бори и Усть-Карск до Шилкинского завода.

Описание (развернуть)(свернуть)

История о том, как Сретенский район стал центром судостроения, полна драматизма. В середине XIX века накануне Крымской войны в России понимали, что Англия и Франция предпримут попытку отторгнуть от России Дальний Восток. К счастью, капитан Г.И. Невельской обнаружил проход из океана в устье Амура, где основал форт Николаевский и поднял над ним русский флаг. Николай I по этому поводу сказал: «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен!», и Губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьёв, вдохновлённый этими словами, развернул бурную деятельность.

Во-первых, он добился создания в 1851 году Забайкальского казачьего войска. Десятки тысяч российских подданных за Байкалом были поверстаны в казаки. Империя сразу получила 50-тысячную армию. Во-вторых, он заложил ниже Сретенска (на Шилкинском заводе) корабельную верфь, начал строительство судов, одновременно свозя огромные запасы боеприпасов и продовольствия. В скором времени было подготовлено более семидесяти плавсредств. В-третьих, на этих судах в 1854 году он сплавился по Амуру, затем уже на морских судах вышел в Охотское море и завёз на Камчатку войска, вооружение и продовольствие. В итоге англо-французский экспедиционный корпус неожиданно для себя потерпел поражение при штурме Петропавловска-Камчатского.

Потребность в объемных речных перевозках заставила в 1860-х гг. создать в устье речки Куренги гавань, а в бассейне Амура казенное пароходство, а затем и частное пароходство. Пароходство развернулось и через 15 лет имело 56 пароходов и 64 баржи, принадлежавших частным лицам и обществам. Перед Первой мировой войной в Кокуе развернулся филиал Сормовского судостроительного завода и Амурское отделение Балтийского судостроительного и механического завода Морского ведомства. Эти предприятия делали корабли для Амурской военной флотилии. Сретенск превратился в крупный финансовый, купеческий и промышленный центр.

При Советской власти в 1935 году в преддверии Второй мировой войны в Кокуе был запущен крупный судостроительный завод (п/я 22), который вплоть до развала СССР обеспечивал кораблями Краснознаменную Амурскую военную флотилию и Тихоокеанский флот. Таким образом, дело, начатое Н.Н. Муравьевым-Амурским, имело долгую, более чем вековую историю.

В наши дни Сретенск – город с богатой архитектурно-культурной средой, раположенный в живописном месте среди сопок и тайги.

Фотогалерея

Календарь

Корреспондент Леонид Игоревич Рыженко

Поделиться: