Место: Белорусские деревни со своими традициями и обычаями.

  • 5
  • 5

Описание

Вдали от шума и суеты, средь необъятных полей и веселых березовых колков живут пять белорусских деревень – Ермаки, Осиновка, Скрипкино, Еловка и Борки. Вряд ли думали белорусские самоходы, пришедшие сюда в поисках свободных земель в далеком 1896 г., что их родная мова больше века будет звучать на сибирских просторах.  В этих населенных пунктах до сих пор сохранились некоторые обряды, привнесенные переселенцами с мест их выхода более столетия назад.

Одним из ярких примеров подобных традиций, не утративших аутентичности, является обряд «Свеча», связанный с главной святыней местных жителей. Святыня представляет собой переносной комплекс икон, заключенных в деревянный трехчастный киот, по форме представляющий собой большой складень. Его местное название — «абажур». Главной является небольшая по размеру икона «Воскресение Христово» с житийными клеймами. Икона «Воскресение Христово» может быть датирована концом второй половины ХIX в.Обряд переноса Свечи и ритуал ее чествования длится два дня. Он начинается вечером 6 января и продолжается на другой день - 7 января, когда утром икону переносят в другой дом. Икону по обычаю переносят мужчины. Жители деревни и приехавшие гости встают на колени на устланном соломой пути, выстроившись в ряд. Икона проносится над их головами. Обычай присесть под переносимой иконой считается у местных жителей своеобразным благословением на будущий год. Нередко под Свечу садятся приехавшие из других мест больные, так как в деревне передаются рассказы о ее чудотворных свойствах. В доме, где принимают икону, открывают настежь двери. Хозяин дома принимает икону у ворот и целует ее. Икону заносят в дом и ставят на почетное место — в красный угол. По обычаю двери дома, принявшего икону, всегда должны быть открыты для гостей, пришедших ей поклониться. Поэтому местные жители очень гостеприимные и душевные люди.

Корреспондент

Евгений Шорохов