Место: Старый Сибирский тракт у города Бабушкина

  • 5
  • 5

Описание

К середине XIX века Кяхтинский и Московский тракты сходились близ устья горной речки Мысовки. На скрещении двух великих путей появилось несколько домов и это небольшое поселение значилось как выселок Посольского монастыря. На местном кладбище сохранилась могильная плита с датой погребения за 1831 год. Это значит, что к этому времени поселение уже сложилось. В 1865-1867 годах ссыльными поляками был построен Кругобайкальский экипажный путь вокруг южного берега Байкала от Култука до Посольского монастыря, на котором находились Утуликская, Муринская, Снежинская, Выдринская, Мишихинская, Мысовская, Боярская и другие почтовые станции.

Мысовская стала началом Кяхтинского тракта, большой станцией на великом сухопутном пути из Москвы в Китай. Поэтому на этом перекрестке торговых путей в 1870 году Кяхтинское пароходство построило в выселке Мысовский портовую пристань. Российские купцы могли перевозить свои товары в Иркутск не только зимой санным путем через Байкал, но и летом на пароходах до Лиственничного. Из России же везли грузы в Кяхту, где был центр торговли с Монголией. На Мысовских складах скапливались груды всевозможных товаров, ожидавших своей очереди к отправке, и особенно китайского чая. Здесь обосновалось множество купцов разных национальностей: русских, евреев, армян, грузин и других народностей. Вдоль Московского и Кяхтинского трактов строятся новые дома. Один лишь кяхтинский купец А.Я. Немчинов построил несколько домов, куда заселил своих рабочих. Он же построил Мысовской маяк. Подиум маяка на берегу Байкала диаметром около 10 метров и высотой 7 метров сложен из гранитных блоков темного песчаника, отесанных итальянскими мастерами, скрепленного раствором такой прочности, что вот уже второй век бьют его байкальские волны, обдувают ветра, поливают дожди, а ему хоть бы что.

Осенью 1893 г. было решено проложить ветку от Иркутска к Байкалу, а через озеро до ст. Мысовой установить постоянное пароходное сообщение. В июле 1895 г. Комитет Сибирской железной дороги утвердил направление дороги от пристани Мысовой на Байкале до Сретенска на реке Шилке. Начальником строительства был назначен инженер А.Н. Пушечников. Сооружение дороги началось осенью 1895 г. Общая длина дороги от Мысовой до Сретенска - 1032 версты. Первый паровозный гудок над выселком Мысовский раздался на железнодорожной станции Мысовая в 1899 году. В постоянную эксплуатацию дорогу ввели 1 июля 1900 г. Паромная переправа через Байкал официально открылась 24 апреля 1900 г. Мысовская гавань для ледокола «Байкал», построенная по изысканиям морского инженера Ф. Дриженко, представляла собой каменную дамбу, выдвинутую в озеро до глубины, необходимой для причала парома-ледокола. Однако ледокол не смог взломать толстый лед Байкала, и зимой приходилось прокладывать рельсы по льду. Грузовые вагоны передвигали лошадьми.

Фотогалерея

Автор

Леонид Игоревич Рыженко

Календарь событий