Тема: История территории Сибирского тракта в Большереченском районе

  • 1
  • 1

Кому и Зачем (свернуть)(развернуть)

Любители путешествий, истории и природы

Описание (развернуть)(свернуть)

Московско-Сибирский тракт проходил по территории Большереченского района через деревни: Старокарасук, Ингалы, Могильно-Посельское, Большие Мурлы, Такмык, Евгащино, Новологиново.

Каждое поселение славится своей богатой историей.

с. Старокарасук расположено в 150 км от г. Омска, время в пути около 2 часов. Переселенцы, образовавшие село в 1699 году, назвали его по имени речки Карасук, что в переводе с татарского означает "черная вода". Через село проходил Московско-Сибирский тракт. С 1763 года жители содержали постоялые дворы, занимались грузо-пассажирскими перевозками. Заботливые хозяева лошадей использовали самую удобную качественную упряжь и звонкие колокольчики. В 1882 году здесь была возведена церковь. Зажиточные крестьяне построили 15 ветряных мельниц, кузницу, маслобойку.

Старый Карасук примечателен тем, что в нем стоит самая старая деревянная постройка в Большереченском районе. Этот дом-пятистенок срублен в "о обло" из сосновых бревен диаметром 60 см. примерно в конце 18 начале 19 века. На улицу выходят шесть из девяти маленьких оконцев размером 65x50 см. Наличники окон украшены накладным декором с простым геометрическим узором. Дом имеет глинобитный подвал, высоту потолков 3 метра и жилую площадь более 50 квадратных метров. В селе сохранилось несколько подобных строений. Кроме этого, в селе Старокарасук есть 2 могилы солдат Телятникова и Киселёва, расстрелянных белогвардейцами. На территории поселения несколько веков назад располагалось городище Инбирень или Инбиреньский форпост.

В поселении находится музей Московско-Сибирского тракта. Началом создания музейных комнат при сельских учреждениях культуры послужила реализованная мечта специалистов Старокарасукского центра культуры и досуга. Это они первыми, в 1999 году к 300-летию своего села, создали первый сельский музей, который сегодня по праву считается одним из лучших музеев.

Жители современного Старого Карасука занимаются земледелием и животноводством на уровне малого бизнеса. В районе и области поселение славится производством экологически чистого подсолнечного и рыжикового масла.

с. Ингалы расположено в 160 км от г.Омска и в 10 км от с. Старокарасук, время в пути от с. Старокарасук 20 минут. Дата образования села Ингалы относится к 1600 году. О происхождении его названия существует два предположения. Первое – от казахского слова "ингель" – камыш, который в изобилии рос по берегам близлежащего озера, а второе – от собственного имени "Ангелка", казаха-родоначальника аула, находившегося на этом месте задолго до заселения русскими. Первыми русскими поселенцами были выходцы из Рязанской губернии. В 1763 году через Ингалы был проложен Московско-Сибирский тракт, что дало развитие ямщине и торговле. К концу XIX века в Ингалах действовали 5 ветряных мельниц, 2 кустарных маслозавода, 1 завод по выработке растительного масла.

Примерно к этому же времени относится строительство лавки В.И. Чередова, которая находилась в центре села. Лавка представляет собой двухэтажное кирпичное здание под четырехскатной крышей. Верхнюю часть здания опоясывает широкий карниз. Нарядность фасаду придают декоративные сандрики над окнами первого и второго этажей. К стене продавали как товары первой необходимости, так и дорогостоящие предметы домашнего обихода. Для взвешивания часто использовались плечевые весы. И в настоящее время в здании располагается торговая точка.

В Ингалинском сельском поселении действует сельский музей. с. Ингалы знаменито приготовлением вкуснейшего шашлыка, прямо около трассы находятся 4 шашлычных, где можно подкрепиться и передохнуть.

с. Могильно-Посельское расположено в 10 км от с. Ингалы. Первое слово в названии деревни Могильно-Посельское произошло оттого, что первым переселенцам из России отвели место для обустройства неподалеку от могильных холмов кочевников. А второе – от слова «посельщики». Так называли в официальных документах XVII века переселенцев, которые не платили налоги в течении трехлетнего срока льготы, отводимой на обзаведение хозяйством.

К началу XX века в селе уже насчитывается 200 дворов. Наибольшего расцвета социально-экономическое развитие Могильно-Посельского достигло в 70-80-е годы.

Центральная улица протяженностью около пяти километров носит имя А.П. Чехова. В конце XIX века Антон Павлович, следуя на Сахалин по Московско-Сибирскому тракту, останавливался в селе Могильно-Посельское, «в восемнадцати верстах от Иртыша». Чехов оставил в итоге своей поездки по нашим местам очерк «Из Сибири», в котором посвятил целую главу Федору Павловичу Копейкину, ямщику из села Могильно-Посельское.

На улице Чехова стоят дома, построенные в конце XVIII века, сохранившиеся почти в первозданном виде. Один из них – Дом на подклете, срубленный из бревен диаметром около 30 см. При кладке бревен мастера поворачивали их наружу той стороной, где годовые кольца расположены теснее. Здесь древесина была плотнее, а значит, долговечнее. Сруб ставили прямо на земле или на примитивном фундаменте, сложенном из плоских камней. Под нижнее бревно укладывали бересту: она долго не гниет и не пропускает грунтовую влагу. На нижние венцы шли самые толстые бревна, они принимали на себя тяжесть всей постройки. Дом с подклетом стоит на улицу узкой стороной. Высота подклета – 6 венцов. Строительство таких домов было обусловлено сибирскими суровыми снежными зимами и влажной болотистой почвой. Подклет использовался как склад для хранения урожая и домашних заготовок. Он имеет вход со двора и из жилого помещения через отверстие в полу. Дом сохраняется заботами нынешней хозяйки, которая бережет доставшиеся ей в наследство от матери и бабушки предметы повседневного домашнего обихода, заслуженно перешедшие в разряд старинных реликвий.

На этой же улице стоит дом Борисова, в котором в годы гражданской войны располагался штаб 51-ой дивизии, принимавшей участие в освобождении от армии Колчака. В урочище Лебяжье (неподалёку от села) есть братская могила погибших красноармейцев.

д. Большие мурлы, озеро и база отдыха «Большие Мурлы». Угодья охотбазы «Большемурлинская» находятся в экологически чистой местности на площади 22000 гектаров. С северной стороны окружает берёзовая роща, с южной – пойма Иртыша. Береговая полоса Большемурлинского озера (7 км х 1,2 км) – мелководье. На берегу устроен причал, навес для хранения лодок, смотровая вышка.

Летом одновременно могут отдыхать до 60 человек (номера 4-х и 5-ти местные). Зимой в кирпичном доме до 10 человек (3 комнаты, гостиная, кухня), там же бильярдная и столовая, имеется русская баня. Еду отдыхающие готовят сами. В пяти километрах – деревня Большие Мурлы, где есть магазин, а у местных жителей всегда можно купить овощи, молоко, сметану.

Рядом с базой отдыха расположено самое большое озеро в Большереченском районе Большие мурлы, на берегу которого растут роскошные кедры. Большими Мурлами в официальных документах именуется озеро (старица Иртыша), на берегу которого раскинулась деревня Большие Мурлы, хотя местные называют водоем «Улы куль», т.е. большое озеро. Леса здесь сказочно красивые, обильные грибами и ягодами, озеро богато рыбой.

Как и многие аулы сибирских татар, Большие Мурлы – поселение старинное. Здесь можно познакомиться с татарской культурой. Существует легенда о возникновении поселения. Согласно преданиям, во времена хана Кучума попала в гарем сибирского правителя одна юная девушка, которая не захотела быть невольницей хана. Сбежав однажды от нелюбимого, красавица бросилась в воды Улы куля. Это увидел местный молодой рыбак. Он вытащил из воды девушку, обогрел и приютил ее, а затем и женился. Молодая пара и основала аул Мурлы.

Место знаменитой переправы А.П. Чехова на с. Пустынное. Именно в этих местах, напротив с. Большие мурлы, он переправлялся на с. Пустынное в холодную дождливую ночь. В настоящий момент запланирована реконструкция переправы, но любители истории могут уже сейчас попробовать воспроизвести знаменитый маршрут 18 верст до Иртыша и полюбоваться красотами Большереченского края. А.П. Чехов так описал великую реку: «Иртыш широк. Если Ермак переплывал его во время разлива, то он утонул бы и без кольчуги. Тот берег высок, крут и совершенно пустынен. Видна лощина: в этой лощине, как говорит Федор Павлович, идет дорога на гору, в село Пустынное, куда мне нужно ехать. Этот же берег отлогий, на аршин выше уровня; он гол, изгрызен и склизок на вид; мутные валы с белыми гребнями со злобой хлещут по нем и тотчас же отскакивают назад, точно им гадко прикасаться к этому неуклюжему, осклизлому берегу, на котором, судя по виду, могут жить одни только жабы и души больших грешников. Иртыш не шумит и не ревет, а похоже на то, как будто он стучит у себя на дне по гробам. Проклятое впечатление!».

Историко-археологический парк «Батаково» — национальный природный и археологический парк на левом берегу реки Иртыш в 150 км на север от города Омска, в Большереченском районе. Был создан в 1995 году, площадь урочища — 15000 га.

«Батаково» — уникальный по сохранности природный парк для всей Западной Сибири. Чрезвычайно богата флора национального парка. На этой территории сохранились естественные растительные сообщества с богатым флористическим составом – зафиксировано 395 видов высших растений, в том числе 33 вида редких и исчезающих, занесённых в «Красную книгу».

Геоэкологической экспедицией Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» для данной территории достоверно установлено гнездование орлана-белохвоста (обнаружено 2 гнезда с двумя птенцами-слетками и родительская пара птиц), гнездование орла, вид устанавливается (обнаружено гнездо с двумя птенцами-слетками и родительская пара птиц), гнездование сапсана (обнаружено гнездо, два птенца-слетка, три взрослые птицы), обнаружены другие соколы (пустельга, кобчик, чеглок, дербник, балобан), орлы (беркут, могильник, подорлик большой), ястребиные (коршун черный, конюк обыкновенный, луни болотный, луговой, полевой, степной, ястребы перепелятник и тетеревятник, другие), совы (филин, неясыть серая, сова болотная, сычи мохноногий и домовой), присутствие которых свидетельствует о высоком экологическом качестве территории. Богатая кормовая база (беспозвоночные и позвоночные животные разных видов) определяет наличие видов птиц, занесенных в Красную книгу Омской области (орлы, соколы, совы).

Но интересен парк «Батаково» не только природой комплекса — здесь множество археологических открытий, памятников, находок. Более 150 объектов всех эпох разных культур, от каменного века до нового времени. Древние стоянки, поселения, курганные и грунтовые могильники, крепости формируют настоящие ансамбли. Остатки некрополей и городов с возрастом более 2000 лет, некоторые сохранились настолько, что можно различить планировку: улицы, детали сооружений для обороны. Городище Батаково имеет трехчастную структуру: цитадель, город и посад. К оборонительной стене с внешней стороны примыкали башни, позволяющие вести перекрестный боковой обстрел. Отрытые площадки бывших поселений представляли древние города Сибири, находились на пути маршрутов караванов, которые доставляли товары из Азии, Китая. Саргатская культура, к которой относится городище «Батаково», была единственной в Западной Сибири, население которой стояло на пороге создания государства.

с. Такмык находится на расстоянии 20 км. от р.п. Большеречье. В 1682 году на Иртыше, на участке, облюбованном чекрушанскими крестьянами против устья речки Такмык, была основана Такмыцкая слобода. Основателем Такмыцкой слободы стал крестьянин Ирбитской слободы Дмитрий Степанович Шипицин, являющимся предком многочисленных Шипициных живущих в Большереченском, Саргатском и других районах. Для слободы был выбран обрывистый яр, с трех сторон обмываемый рекой и ее притоком. Лишь с четвертой полевой стороны возводилось укрепление в виде заплота, двух башен, рва, ряда рогаток и надолбов. Помимо небольшой группы крестьян, привезенных Д.С. Шипициным из Ирбитской слободы, в новую слободу перевели из Тары большую группу «тарских детей казацких» и зачислили их в беломестные казаки, которые в отличие от штатных казаков, ни хлебного, ни денежного жалования не получали, а несли воинскую службу за участки пашен, полученных ими в окрестностях слободы.

Такмык как будто произрастает из воды, из лугов, из тальников, из воздушного пространства. Поскольку увалы, на которых стоит село, не просто окружают его со всех сторон, а обволакивают. И если встать на самую высокую точку увала, то видно три мыса, а всего их около шести на пять километров. С мысами связана красивая легенда-объяснение, почему так названо село. От чего слобода получила название Такмыцкой, рассказывают двояко. Одни – что Такмыцкая называется так по реке Такмысу, впадающей в Иртыш с востока, выше слободы около полутора верст. Но как речушка эта мала и безрыбна, то, скорее всего она сама получила название от Такмыцкой слободы, чем последняя от нее. Другие же рассказывают иначе – именно: «Два странника, т.е. переселенца, пришедшие на место, о котором идет речь, стали рассматривать его. Местность им понравилась. После этого между ними пошел разговор как им назвать это место… «Ну как думаешь?» – спрашивает один другого, - да что тут думать, отвечает ему товарищ – вишь там мыс, - тут мыс и там мыс. Так и назовем мыс» Из слов заключают рассказчики «так и мыс» и вышло «Такмыс» (будто бы так записано и в старинных записях при управлении).

Если верить преданию Такмыцкая слобода стоит на месте, где было кочевье одного из древних племен. Предание это основано на множестве курганов или круглых насыпей, расположенных от самой слободы вдоль берега, к полудню, на протяжении 6-ти верст насыпи эти идут сначала довольно редко, а к концу, который оканчивается мысом, сгруппировываются. Все они имеют одинаковую форму и только в объеме заметна разница, восходящая от 10-ти до 20-ти саженей в окружности, и от едва заметной возвышенности до 2-х аршин в вышину (по Томскому тракту, от Такмыцкой, в верстах 16-ти есть 2 кургана аршин около 6-ти, а по Омскому, на таком же расстоянии от 2-х до 3-х аршин). Форма их для глаза имеет вид дождем прибитой копны сена с вырытой наподобие котла верхушкой.

Самое же предание держится в свою очередь на следующем поверье. «Чудь, нехристь, жившая доселева здесь, заметив появление между красным (хвойным) лесом березника, крепко призадумалась, почуяв какую-то для себя перемену. Обратилась к своим прорицателям, которые и объявили им, что близко время, когда этими местами будет владеть Белый царь. И вот, не дожидаясь исполнения предсказания, одни из них ушли в дальние степи, а другие, не желая вероятно расставаться со своими родными жилищами, зарылись со всем имуществом в землю».

Старики это поверье подтверждают многими кладами будто бы зарытыми в курганах и являющихся их дедам и отцам под видом животных или горящих свечей. Рассказы стариков и целая деревня насыпей совершенной одинаковой формы, но различных величин с пустыми верхушками, сухое ровное и черноземное место на реке Иртыш на востоке, рыболовная река, луг, далее хвойный лес, река Бызовка, рассекающая вал или берег на юге, а на западе памятный старикам дремучий лес, как свидетельства, что кто-то жил в этих местах, и поверье имеет смысл, потому что трудно было бы найти место в окружности рыболовнее и безопаснее от врагов, особенно в былое доермаковское время.

В Такмыке по одной из главных улиц - бывшей Тарской, проходил Московско-Сибирский тракт. Здесь была паромная переправа через Иртыш, далее тракт шел через Артын и далее в Сибирь. В 1733 году через слободу был проложен Московско-Сибирский тракт, великая дорога начиналась в Москве от Владимирской заставы и уходила далеко в Сибирские края. Это еще более упрочило значение поселка и давало ему возможность расти быстрее по сравнению остальными селениями.

Трактом через Такмык проследовали автор «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев, ссыльные декабристы, опальный Н.Г. Чернышевский. До 2012 года в селе находился дом, в котором останавливался А.Н. Радищев, следуя в ссылку по пути в Илимский острог, в настоящее время этот памятник истории можно увидеть в экспозиции музея «Старина Сибирская».

К 1795 году в слободе построена церковь и открылось волостное правление. Такмык становится волостным центром.

Выстроенная промышленниками, крестьянами и ремесленниками купеческо-крестьянская волость за два с половиной века к началу ХХ века получила свое идеальное завершение. Семь кожевенных заводов, пять кирпичных заводов-сараев, две маслобойни, салотопки, кузницы, шерстобитные, пимокатные, шорные, сапожные мастерские.

В селе Такмык до наших дней сохранились памятники жилой архитектуры начала XX в.: дом и магазин купца-промышленника Дудикова, лавка купца Ботвинова. Одним из крупных купцов, жителей волостного центра, был Павел Иванович Дудиков, купец первой гильдии. Он владел четырьмя паровыми мельницами и тремя пароходами, маслозаводом, кожевенным заводом, магазинами, большим количеством скота. Павел Иванович мог позволить себе иметь дорогую красивую мебель и изделия каслинского литья.

До настоящего времени в Такмыке сохранился построенный во второй половине XIX века дом купца П.И. Дудикова. Дом представляет собой двухэтажное деревянное здание, завершенное двухскатной крышей с ласточкиным хвостом. Лопатки здания украшены накладной пропильной резьбой, наличники – выемчатой резьбой. Сегодня здание принадлежит Дому-интернату для инвалидов с психическими нарушениями.

Магазин купца Дудикова - редкий для Омской области образец каменной купеческой торговой постройки начала ХХ в.

Лавка купца Ботвинова - скромная каменная торговая постройка начала ХХ в. Ботвинов имел несколько магазинов, и не только в селе Такмык, но и в соседних селах, в частности в с. Ботвино.

Еще одной природной особенностью Такмыка является островок на р. Иртыш. Когда-то Иртыш у Такмыка делал большую петлю и на этом месте постоянно случались аварии пароходов. Такмыкские купцы еще в 19 столетии делали попытку сделать канал - прорыли траншею, в надежде, что Иртыш сам сделает себе путь, но безрезультатно (хотя Иртыш славится способностью прокладывать себе новые пути, в народе его так и зовут - землерой). И уже в годы советской власти была проделана большая работа, канал в самом узком месте перешейка. И после этого образовался остров, который в летнее время превращается в полуостров. Природа там богата и разнообразна, есть, так называемые "чашки" - небольшие озера. Большое количество лекарственных трав. И особенно много там ежевики, которая поспевает в августе-сентябре.

«Дикая яма» - непримечательный водоем, глубину которого до сих пор никто официально не назвал, он находится на острове (полуострове) старицы Иртыша недалеко от села Такмык. Вода здесь всегда чище и светлее, чем в самом Иртыше, но течения нет. Очень много легенд и очевидных рассказов ходит об этом месте.

Загадкой такмыкской земли является каменная плита. Местные жители обнаружили этот памятник на опушке леса. Как он оказался в лесу подлинно не известно, однако делается предположение, что когда он был выброшен из кладбища, а потом вывезен вместе с навозом с животноводческих ферм на поле. По сведениям, Жаковичи (читается на памятнике) - жили в Такмыке до революции. Заметно, что памятник выполнен в виде развернутого свитка, а внизу, будто корни дерева уходят в землю. До сих пор не установлена истинная история данной находки.

Особенностью села является его расположение. Половина Такмыкской слободы располагалась на возвышенном берегу Иртыша, а половина – внизу у реки. Соединяли их взвозы, два из которых сохранились и до наших дней. Один назван в честь купца П.И. Дудикова, напротив дома купца и вел на переправу на Старо-Сибирский тракт. Кроме Дудиковского, было на тракте у Такмыка еще четыре взвоза. Один строили цыгане, поэтому этот взвоз назвали Цыганским. На улице Тарской расположен Баженовский взвоз, строил его лавочник Баженов. Еще один Аленкин взвоз назван сельчанами именем жительницы, жившей на горе, на которой и расположен взвоз.

Следующий пункт маршрута озеро Теренкуль. Озеро находится в лесном массиве поселения на расстоянии 13 км. по дороге на д. Ботвино.

Название озера содержит слова от тюркского происхождения – «куль» или «гуль» означает озеро. В переводе на русский язык Теренкуль – озеро глубины или глубокое озеро.

Озеро Теренкуль очень похоже на озера Данилово, Линево и Щучье Муромцевского района. Происхождение его котловины до конца не выявлено, существует версия метеоритного происхождения. Возможно, это и есть то самое потаенное ненайденное озеро из пяти озер, находящихся в Сибири. Таинственным озеро можно назвать еще и потому, что открывается оно не каждому, расположенное в лесном массиве озеро очень сложно найти, даже зная точные координаты места нахождения.

Теренкуль имеет глубину 7 метров, является самым глубоким в районе. Чистота воды превосходит самую очищенную промышленным способом воду.

На озере Теренкуль побывал с экспедицией известный омский краевед Б.Кассал, оно признано уникальным и объявлено памятником природы. До конца озеро еще не изучено, кто знает, сколько тайн и загадок оно хранит.

Водоем очень красив. Синеватая гладь, зеркальное отражение будто сошли с картины Васнецова «Аленушка». Деревья отражаются в водном зеркале, а при легком дуновении ветерка слышится переливающийся шепот листьев.

Уютный домик у озера готов встретить постояльцев и подарить им тепло и вкусный ужин. Любители экотуризма могут расположиться в палатке на берегу. Обслуживающий персонал базы отдыха не только сделает ваш отдых максимально комфортным, но и поведает некоторые тайны и легенды, связанные с озером.

Евгащино - Одно из старейших сел района было основано в 1650 (1686) году братьями Евгащиными. В конце XIX века Евгащино – районный центр, самое богатое село. В его развитии большую роль играли купцы Мельников, Ярков, Калижников. Купец первой гильдии А.А. Калижников имел свой маслозавод, самую большую в краю мельницу, четыре парохода, магазины в Москве, Петербурге, Омске, Китае. В его доме можно было увидеть дорогие предметы интерьера. В настоящее время в Евгащино сохранился дом А.А. Калижникова, использовавшийся когда-то как административное здание. Он располагался в центральной части села, главным фасадом выходит на улицу Ленина. Это двухэтажное кирпичное здание под четырехскатной кровлей. К северо-западной стене на уровне второго этажа примыкает входной тамбур с двумя лестницами. По периметру здание опоясывает в верхней части широкий фризовый пояс. Узким поясом украшен карниз невысокого выноса межэтажного членения. Фасады завершаются парапетами с аттиком и по углам – парапетными столбиками. Углы здания и стены главного фасада обработаны рустованными лопатками. Окна имеют арочное завершение. Во вместительный подвал под зданием въезжали на лошадях. Торговая лавка купца Павла Васильевича Мельникова, построенная в 1900 году, относится к памятникам истории и культуры Большереченского района. Главным фасадом она выходит на центральную площадь. Представляет собой одноэтажное кирпичное здание под двухскатной кровлей. Карниз здания по периметру опоясывает широкий фризовый пояс. Тимпан центрального фасада имеет завершение аэрообразной формы. В середине тимпана находится окно, а по краям – декорированные парапетные столбики. Дверь и окна здания имеют лучковые перемычки с декоративным украшением. Дом возведен на высоком фундаменте. В полуподвальном помещении располагается склад. Прилавки торгового зала предлагали покупателям широкий ассортимент товаров, среди них конфеты в металлических банках, домашняя утварь. Функция торговой точки была присуща этому зданию на протяжении всего XX века: 1917 год – магазин маслодельной артели, 1928 год – универмаг сельпо Евгащинского района, позже – магазин совхозного рапкоопа. С 2004 года здесь размещается магазин райпо. Дом зарегистрирован как памятник истории и культуры. В нем размещался штаб 51-й дивизии В.К. Блюхера. В конце лета 1919 года полки Красной Армии вели бои на территории Омской области. После занятия Усть-Ишима и Утьмы части 51-й дивизии, которой командовал В. К. Блюхер, двигались вдоль Иртыша на юг, занимая населенные пункты, одним из которых было село Евгащино. Памятник борцам за установление Советской власти и погибшим в годы гражданской войны.

Новологиново - старинное сибирское село, основано было во второй половине 17 века вблизи русла Иртыша, на правом его берегу. До 1872 года оно известно было как Логиново. Из-за частых разливов Иртыша, подмывающих дома на берегу, в 1880 году жители деревни вынуждены были перебраться на другой берег за несколько верст от прежнего места.

В первую очередь на новое место жительства была перенесена церковь и, разумеется, освящена. Несмотря на массовое переселение несколько семей все же остались жить на прежнем месте, и деревня Старологиново, просуществовав более века, лишь тогда исчезла с лица земли, когда в силу объективных обстоятельств стала неперспективной. Новую левобережную деревню поначалу называли Логиновско-Хорошовская, а затем переименовали в Новологиново.

Эта деревня довольно длительное время оставалась волостным центром с библиотекой, церковно-приходской школой, несколькими торговыми лавками. По архивным данным к 1900 году в Новологиново проживали 484 человека. Но численность населения довольно быстро возрастала. Этому в первую очередь способствовал Московско-Сибирский тракт, проходивший по территории села. Поэтому помимо исконно деревенских занятий сельским хозяйством зажиточный люд начал заниматься торговлей. Популярным и необходимым делом, продиктованным геополитикой, было занятие ямщиной. Надо было возить купеческие товары, почту, да и пассажиров. В Новологиново были свои портные, сапожники, кузнецы, плотники.

Как присоединиться к теме (развернуть)(свернуть)

Все желающие

Координатор Татьяна Коженкова

Поделиться: